Кто связал здания Ивановостата и Росстата?

9 октября 2020

 Федеральная служба государственной статистики РФ (Росстат)

Территориальный орган федеральной службы государственной статистики

по Ивановской области (ИВАНОВОСТАТ)

ул. Батурина, 16, г. Иваново, РОССИЯ, 153002 тел. (4932) 37-35-40, факс (4932) 30-48-14

e-mail: p37_mail@gks.ru

Ивановостат

14.09.2020

Пресс-релиз

Кто связал здания Ивановостата и Росстата?

Статистика и архитектура

5 октября - Всемирный день архитектуры.

На улице Батурина, 16 уютно расположилось статистическое ведомство области, рожденное в 1918 году — Ивановостат. Все знают улицу Батурина в Иванове. И хотя она названа в память соратника Михаила Фрунзе Павла Батурина, того самого, который погиб вместе с Чапаевым, улицу часто называют «Бурылинской» — по «имени» музея, созданного Дмитрием Бурылиным, и за комплекс зданий - памятников культуры, выстроенных в эпоху выдающегося мецената.

А дом 16 построен по типовому проекту 1960-х. Трехэтажное здание с фасадом, облицованным несколько лет назад. И все-таки не будем спешить с выводами о его исторической и архитектурной ценности.

Отдадим дань памяти Павла Батурина, и убедимся, что многие события в истории связаны самым замысловатым образом.

Павел Степанович родился не в Иванове - во Владимирской губернии, Суздальском уезде, в многодетной семье. Но таланты Батурина прославили ивановскую землю. Он получил образование в Московском университете— примечательно, что после исключения из него за участие в студенческих волнениях, Батурин добился восстановления и успешно закончил физико-математический факультет. После этого в 1916 году был мобилизован в армию, незадолго до Февральской революции закончил в звании прапорщика Александровское военное училище.

Еще в 1905 году увлекся идеей революции, подружился с Михаилом Фрунзе, прошел испытание ссылками. В апреле 1918 года приехал в Иваново-Вознесенск, вступил в партию по рекомендации Михаила Васильевича. Батурин заведовал военным отделом Губисполкома, занимался формированием отрядов в Красную армию. Имея военный опыт, в свободное время учил Фрунзе... метанию гранат. В 1919 году добровольцем ушел на фронт, сменил Дмитрия Фурманова в качестве комиссара ивановской 25-й стрелковой дивизии. И вскоре погиб вместе с Чапаевым в бою, ему было всего 30 лет.

Но при чем здесь ивановская статистика? Павел Степанович несколько месяцев 1919 года возглавлял Губсовнархоз. В это время Батурин лично руководил обследованием фабрик, занимался учётом сырья и топлива. Эту же работу с 1918 года выполняло Губстатбюро. Вот такая связь — улица Батурина и статистика.

А теперь — об архитектуре. И это не случайно, поскольку тоже связано...со статистикой. Интересно, что до 1968 года статистическая организация Ивановской области не имела собственного здания, а соседствовала с государственными организациями в бывшем особняке Маракушевых, доме Дюрингера и ныне снесенном здании Горсовдепа (ул.Красной армии). Все они — памятники архитектуры.

В 1960-х годах по инициативе начальника Статуправления нашей области Станислава Букляревича, ветерана, орденоносца, выстроили для статистиков собственный дом на улице Батурина. И, хотя это не памятник архитектуры, а самое обычное здание, рядом с ним — известный всем бывший Дворец пионеров. А это тоже — история, которая связывает Ивановостат и...Росстат. Связывает именно архитектурой.

Но по-порядку. В 1929 году в Иванове конкурс на лучший проект здания ДИТР — дом инженерно-технических работников (или клуб городской интеллигенции) выигрывает архитектор Виктор Веснин. Возводится удивительно красивое здание в стиле конструктивизма. Но в 1939 году, когда это направление подвергли резкой критике, здание, предназначенное под Дворец пионеров, реконструируется по проекту А.Панова и В.Салапина - с палехскими росписями внутри и фигурками пионеров на балконе. И теперь это тоже памятник. Но все же монументальное искусство не смогло вытеснить конструктивизма, одними из родоначальников которого явились наши земляки, три брата Веснины — Леонид, Виктор и Александр, родившиеся в городе Юрьевце.

Их называют классиками советского авангарда, уникальным явлением — три брата гениально творили вместе и каждый в отдельности. Идеологи нового пролетарского искусства создали сотни проектов, по которым строились здания для новой, коллективистской жизни — фабрики-кухни, дворцы труда, рабочие клубы.

Первым общим творением братьев в Москве стал Пресненский Мосторг, а самые известные здания Весниных — Дворец труда, Центральный телеграф, дворец культуры ЗИЛа.

А вот теперь… о здании Росстата в Москве и наших земляках Весниных.

Мясницкая, 39, станция метро «Чистые пруды». Трудно поверить, что это необычайно красивое 7-этажное здание современного Росстата, доставшееся статведомству по наследству от наркомата текстильной промышленности, начали создавать в 1928 году. Строили его в 1931-1936 годах для офиса Центросоюза (центрального союза потребительских обществ — союза кооператоров) - на волне НЭПа появилась потребность в большом многофункциональном здании для 2 тысяч сотрудников.

В Москве объявили международный конкурс. В нем участвовали лучшие советские зодчие — братья Александр и Виктор Веснины, Борис Великовский и многие другие. Всех участников конкурса отбирал лично Исидор Любимов — председатель Центросоюза, пламенный революционер и страстный поклонник современной архитектуры.

И снова короткая пауза. Любимов — он тоже наш! Хотя родом из Костромской губернии, но «правая рука Фрунзе», председатель Иваново-Вознесенского Совета, затем крупный государственный деятель в Москве - организатор кооперативного движения, руководитель внешней торговли, нарком легкой промышленности. В 1937 году репрессирован, впоследствии реабилитирован.

И вот победителем архитектурного конкурса становится выдающийся французский архитектор Ле Корбюзье, несмотря на то что в первом туре жюри отдало предпочтение проекту Бориса Великовского.

Проект был грандиозен. Дом-офис и одновременно выставка достижений кооперативного хозяйства! Соавтор Ле Корбюзье советский архитектор Николай Колли работал в парижском офисе, адаптировал детали проекта под возможности советской страны. Не все удалось воплотить по замыслу — например, система вентиляции воздуха между двойными рамами — предполагалось, что это создавало бы дополнительное тепло. Дорогие рамы нужно было заказывать в Америке — и в Союзе от них отказались. Поэтому, по воспоминаниям статистиков, зимой в окна сильно дуло, а летом всех мучила жара.

Идеи Ле Корбюзье были новаторскими. И материалы - бетон, сталь и стекло. Архитектор декларировал пять принципов: дома должны стоять на столбах (вес здания переносится на опорные колонны), плоские крыши, свободная планировка, ленточные окна, свободный фасад. Стеклянный купол накрывал центральную рекреационную зону. На крышах обустроили зоны променада, летние веранды кафе, спортивные площадки с беговой дорожкой и летние сады — сейчас их нет.

Здание Росстата до сих пор поражает многих. Сооружение как бы висит в воздухе, опираясь на столбы-опоры, а под ним можно свободно пройти или поставить автомобиль на стоянку. Вместо лестниц между этажами — изогнутые пандусы - лестницы Ле Корбюзье считал запасным способом перемещения. У статистиков, которые собирали множество данных со всей страны, в советские времена в обороте было большое число бумажных документов - их перевозили на специальных тележках по пандусам, что было очень удобно. Долгие годы в здании работал английский лифт под названием «патерностер», позднее он сломался и его демонтировали.

Интересно, что вдохновленный первым проектом и дружбой с советскими архитекторами, Ле Корбюзье представил в нашей стране модернистский урбанистический проект реконструкции Москвы, который предполагал снос всей исторической части столицы. Советская власть в те времена разумно отказалась от него. Французский архитектор принял участие и в конкурсе по созданию грандиозного Дворца Советов, но и этот его проект был отклонен, все эти события оскорбили амбициозного архитектора. Больше он в СССР не приезжал. И руководить завершением строительства здания Центросоюза Николаю Колли пришлось одному. Но гонорар Ле Корбюзье получил от Советского Союза приличный.

Здание на Мясницкой, 39 было очень популярно у кинематографистов. В фильме «Весна» героиня Орловой выбегала из его подъезда. Для одного кадра «Заставы Ильича» в холле здания снимали столовую, а не так давно здесь создавали сериал про Льва Яшина.

И вот наш архитектурно-исторический «круг» замкнулся. Несмотря на то, что Ле Корбюзье во все времена сильно критиковали за это здание, называя его холодным и неприветливым, наш великий земляк Александр Веснин говорил о нем как о «лучшем здании Москвы последнего столетия».

Во время своего «московского периода» Ле Корбюзье подружился с Весниными, бывал у них в доме и мастерской, потом переписывался с ними, особенно сблизился с Александром, называл его «брат Веснин». Он подарил ему книгу, которую подписал: «Александру Веснину — основателю конструктивизма». А еще в 30-е годы Ле Корбюзье приезжал в Иваново-Вознесенск, который сегодня называют первым городом авангарда.

Все в истории связано...И в истории статистики — тоже.

Отдел информации Ивановостата

Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата?
Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата?
Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата? Кто связал здания Ивановостата и Росстата?
Дата создания: 09-10-2020
Сообщение об ошибке
Закрыть
Отправьте нам сообщение. Мы исправим ошибку в кратчайшие сроки.
Расположение ошибки:
Текст ошибки:
Комментарий или отзыв о сайте:
Закрыть

Выдержка из Закона N 124-ФЗ

Классификация информационной продукции

Глава 2. Классификация информационной продукции

Статья 6. Осуществление классификации информационной продукции

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 1 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

1. Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации.

2. При проведении исследований в целях классификации информационной продукции оценке подлежат:

1) ее тематика, жанр, содержание и художественное оформление;

2) особенности восприятия содержащейся в ней информации детьми определенной возрастной категории;

3) вероятность причинения содержащейся в ней информацией вреда здоровью и (или) развитию детей.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 3 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

3. Классификация информационной продукции осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона по следующим категориям информационной продукции:

1) информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет;

2) информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет;

3) информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет;

4) информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет;

5) информационная продукция, запрещенная для детей (информационная продукция, содержащая информацию, предусмотренную частью 2 статьи 5 настоящего Федерального закона).

ГАРАНТ:

Об определениии возрастного ценза основной телевизионной передачи с учетом содержания сообщений "бегущей строки" см.информацию Роскомнадзора от 22 января 2013 г.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ часть 4 статьи 6 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу c 1 сентября 2013 г.

См. текст части в предыдущей редакции

4. Классификация информационной продукции, предназначенной и (или) используемой для обучения и воспитания детей в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по реализации основных общеобразовательных программ, образовательных программ среднего профессионального образования, дополнительных общеобразовательных программ, осуществляется в соответствии с настоящим Федеральным законом и законодательством об образовании.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 5 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

5. Классификация фильмов осуществляется в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона и законодательства Российской Федерации о государственной поддержке кинематографии.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 июля 2012 г. N 139-ФЗ в часть 6 статьи 6 настоящего Федерального закона внесены изменения

См. текст части в предыдущей редакции

6. Сведения, полученные в результате классификации информационной продукции, указываются ее производителем или распространителем в сопроводительных документах на информационную продукцию и являются основанием для размещения на ней знака информационной продукции и для ее оборота на территории Российской Федерации.

Статья 7. Информационная продукция для детей, не достигших возраста шести лет

К информационной продукции для детей, не достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, содержащая информацию, не причиняющую вреда здоровью и (или) развитию детей (в том числе информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом эпизодические ненатуралистические изображение или описание физического и (или) психического насилия (за исключением сексуального насилия) при условии торжества добра над злом и выражения сострадания к жертве насилия и (или) осуждения насилия).

Статья 8. Информационная продукция для детей, достигших возраста шести лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шести лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 7 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) кратковременные и ненатуралистические изображение или описание заболеваний человека (за исключением тяжелых заболеваний) и (или) их последствий в форме, не унижающей человеческого достоинства;

2) ненатуралистические изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы либо ненасильственной смерти без демонстрации их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

3) не побуждающие к совершению антиобщественных действий и (или) преступлений эпизодические изображение или описание этих действий и (или) преступлений при условии, что не обосновывается и не оправдывается их допустимость и выражается отрицательное, осуждающее отношение к лицам, их совершающим.

Статья 9. Информационная продукция для детей, достигших возраста двенадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста двенадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 8 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) эпизодические изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

2) изображение или описание, не побуждающие к совершению антиобщественных действий (в том числе к потреблению алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на его основе, участию в азартных играх, занятию бродяжничеством или попрошайничеством), эпизодическое упоминание (без демонстрации) наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий при условии, что не обосновывается и не оправдывается допустимость антиобщественных действий, выражается отрицательное, осуждающее отношение к ним и содержится указание на опасность потребления указанных продукции, средств, веществ, изделий;

3) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие возбуждающего или оскорбительного характера эпизодические ненатуралистические изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.

Статья 10. Информационная продукция для детей, достигших возраста шестнадцати лет

К допускаемой к обороту информационной продукции для детей, достигших возраста шестнадцати лет, может быть отнесена информационная продукция, предусмотренная статьей 9 настоящего Федерального закона, а также информационная продукция, содержащая оправданные ее жанром и (или) сюжетом:

1) изображение или описание несчастного случая, аварии, катастрофы, заболевания, смерти без натуралистического показа их последствий, которые могут вызывать у детей страх, ужас или панику;

2) изображение или описание жестокости и (или) насилия (за исключением сексуального насилия) без натуралистического показа процесса лишения жизни или нанесения увечий при условии, что выражается сострадание к жертве и (или) отрицательное, осуждающее отношение к жестокости, насилию (за исключением насилия, применяемого в случаях защиты прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства);

3) информация о наркотических средствах или о психотропных и (или) об одурманивающих веществах (без их демонстрации), об опасных последствиях их потребления с демонстрацией таких случаев при условии, что выражается отрицательное или осуждающее отношение к потреблению таких средств или веществ и содержится указание на опасность их потребления;

4) отдельные бранные слова и (или) выражения, не относящиеся к нецензурной брани;

5) не эксплуатирующие интереса к сексу и не носящие оскорбительного характера изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера.